Атомка - логическое продолжение введения в кванты

Ведёт кафедра атомной физики №11 на первом потоке, общей физики №5 на втором потоке

Изи или хард?
Курс атомки состоит из трёх частей:
I: научпоп. Кулстори, которые вы слышали 100500 раз и услышите в 100501-й: мы будем работать в микромире, модель Резерфорда, модель Бора, эффект Комптона, бла-бла-бла.

II: введение в кванты.
Если вы были на третьем потоке на втором курсе, где введение в кванты ведёт квантэл, то проблем быть не должно – вам всё это уже рассказывали!
Если вы были на втором потоке, где введение в кванты ведёт общефиз (они дают меньше), то уже здесь у вас может пойти новый материал, держите руку на пульсе.
По поводу первого потока не знаю.

III: Собственно, атомная физика. ОЧЕНЬ противный раздел, где надо мало понимать и много зубрить - как на ядре.
Мои методички «Атомка_1…Атомка_6» посвящены именно заключительной, третьей части курса атомки.

Как проходит экзамен?
На первом потоке: в маленькой аудитории, билет из двух вопросов. Пишите, затем беседа. Из аудитории не выгоняют.
На втором потоке: как все экзамены общефиза, в одной из больших физических аудиторий.
На первом потоке атомку спрашивают гораздо строже, чем на втором. Для сравнения: экзамен по ММФ сложный, но зачёт по ММФ обычно получают все без особых проблем. Иное дело зачёт по атомке. Его получает с первой попытки обычно примерно 0,5 человека в группе, а для остальных есть вторая попытка (где большинство и получает зачёт). Поэтому по атомке на первом потоке три экзамена: первая попытка зачёта, вторая и непосредственно сам экзамен - причём экзамен сам по себе, разумеется, отнюдь не халявный :)

Про праки по атомке

Похожи на ядерные, но есть два отличия:
1) Меньше обработки. Как правило, она формальная или вообще отсутствует.
2) Допуск не часовой, а минут на 15, и проходит в доброжелательной обстановке. Получить НЕдопуск очень сложно.
Тру стори. Инженер выставил избыточное напряжение, из-за чего результаты получились плохие.
Инженер: Тысячу раз извините, это я виноват, выставил избыточное напряжение, из-за чего у вас вышел плохой график! Но до вас эту задачу 1000 человек делали. Откройте на компьютере старые результаты и обработайте их. Преподаватель, вы же не против?
Преподаватель: Нет, конечно, возьмите старые результаты.
А это правда, что на праках конспект не смотрят?
Правда. Их же ведёт нормальная кафедра, а не общефиз. Но приходить неподготовленным всё равно не стоит, допуск всё же есть. Только если вы можете подготовиться без написания конспекта – теперь у вас такая возможность есть.
Что за штука с сменами?
Половина групп делает атомные праки в сентябре-октябре, другая - в ноябре-декабре. Вторые могут сделать их раньше, записавшись на сайте кафедры на "хочу сделать прак раньше в надежде, что там будет свободная установка". Там есть такая опция - называется "Last minute". Я так сдал все праки за сентябрь-октябрь, хотя должен был в ноябре-декабре.
Какие праки долгие, какие нет?
На атомный практикум отводится три смены, но реально многие задачи делаются быстрее.

Мои пособия к экзамену

В течение семестра:

Большинство методичек относятся также и ко введению в кванты. Ну я не виноват, шо дважды читают одно и то же. За лето со 2 на 3 курс физика не успела измениться :)
Курс ниже - это нечто среднее между идеальной программой, как я её вижу в 4-5 семестрах, и тому, что реально читают и требуют на физфаке. Соответственно, там есть вопросы, которые я считаю важными для понимания и заполняющими дыры в понимании, но умело пропускаемые физфаком, и наоборот, всякую хрень, которую по-хорошему нужно читать в 6-7 семе, но из-за несогласованной программы её дают раньше. Надеюсь, читатели отнесутся к этому с пониманием - повторюсь, я искал золотую середину
1. Абсолютное чёрное тело
2. Экспериментальные подтверждения, что без квантов никак

Ломка сознания
Здесь обсуждаются постулаты квантовой механики. Вводятся операторы и уравнения Шрёдингера
3. Ломка сознания. ч1. Волновая функция. Операторы
4. Ломка сознания, ч2. Принцип соответствия для эволюции волнового пакета, она же теорема Эрнфеста
5. Ломка сознания, ч3. Гамильтониан. Уравнения Шрёдингера
6. Ломка сознания, ч4. Измерения в квантмехе. Постулат редукции, парадокс ЭПР, неравенства Белла, кот Шрёдингера


Лучшая интерпретация квантмеха - "заткнись и решай задачи"
В этом разделе мы решаем стационарное ур-е Шрёдингера для разных потенциалов
7. Одномерие, ч1. Решение стационарного Шрёдингера, условия сшивки, туннелирование, альфа-распад
8. Одномерие, ч2. Как бороться с дельта-функциями
9. Одномерие, ч3. Гармонический осциллятор
10. Одномерие, ч4. Термодинамика гармонического осциллятора
Зачем нужна задача Штурма-Лиувилля в квантах
11. Одномерие, ч5. Про фазу ВФ
12. Одномерие, ч6. Квазиклассическое приближение, атом Бора

Гейзенберг против Дирака - две интерпретации квантмеха
14. Одно популярное заблуждение


Нестационарность
Снимаем время с паузы и смотрим, что будет, применяя нестационарное уравнение Шрёдингера
15. Нестационарность, ч1. Решение задач на эволюцию


Многомерие
Ранее рассматривались одномерные задачи, но у нас всё-таки 3D, и как бы кое-кому не хотелось, и не 2D. Трёхмерие порождает множество красивых эффектов; тут же красивейший вывод атома водорода - торжества квантовой теории.
18. Многомерие, ч1. Бла-бла-бла про операторы момента
19. Многомерие, ч2. Декартовы координаты
20. Многомерие. ч3. Сферические координаты, ч1. Атом водорода
20а. Применение приведённой массы в квантах к атому водорода
21. Многомерие, ч4. Сферические координаты, ч2 - семинарские модельные задачи


22. Стационарная теория возмущений

Наконец-то методички непосредственно по атомке

Вынужден сказать, что методички по непосредственно атомке (которые снизу) скучные. Но это не я виноват, а предмет говно. Я их писал ещё а 5-м семестре и с тех пор мне их больно пересчитывать - потому что атомка говно. Рили говно. Я это говорю как человек, который обожает остальные общие курсы, который ботал общие курсы в 8-м семестре и кайфовал от них, чего не делали 99% однокурсников, поэтому уж если я называю что-то скучным говном - это скучное говно. О чём речь, если даже мои однокурсники с кафедры атомки её не понимали. Ядерка, может, и сложнее, но хотя бы интересный. Здесь ну невероятно интересный поиск термов и состояний... Сами увидите.
Атомка_1. Конфигурации и их термы. Задачи 13.1-5,10,12,19,21,22
Атомка_2. Состояния. Правила Ланде
Атомка_3. Сверхтонкая структура. Задачи 14.37,38,40,41
Атомка_4. Переходы. Задачи 16.19,24,27,36
Атомка_5. Ренгентовские уровни и переходы. Задачи 17.1,3,8,14,15
Атомка_6. Эффект Зеемана. Задачи 18.34,35

К экзамену:

К экзамену. Атом гелия и теория возмущений на пальцах
К экзамену. Молекулы в атомке
К экзамену. Различные мелкие вопросы по атомке (возможно, ваш среди них!)
22. Спин, ч1. Опыт Штерна-Герлаха
23. Спин, ч2. Две статистики
К экзамену для 1 потока. Квантование эм поле - НЕ набор гармонических осцилляторов
Квазистационарность, комплексная энергия


А ещё на экзамене есть такая тема, как оператор плотности. Кафедра её касается боком, и зря: она сложная! Её нужно ОДИН раз сесть, но УПОРОТЬСЯ, нормально заботав раз и навсегда. В 6-м семестре она будет у вас подробней.
Вот методички за 6-й семестр по этой теме. Не пугайтесь, что их три, бОльшую часть объёма занимают задачи. А вам пока достаточно понять теорию.
Смешанные состояния, ч1
Смешанные состояния, ч2
Смешанные состояния, ч3. Матрица плотности