На первом потоке ведёт кафедра волновых процессов №25
На втором потоке ведёт кафедра общей физики №5
На третьем потоке ведёт кафедра квантовой электроники №27

МРЗ от общефиза
Лекционное пособие от квантэла

Дорогие второкурсники, у квантовой механики существует множество интерпретаций разной степени абстрактности. Основные интерпретации две:
В 4 и 5 семе у вас интерпретация квантмеха в координатном представлении, через дифуры.
С 6 сема - "общие" кванты, где на первый план выходят операторы.
В частности, в "координатных" квантах коммутаторы не нужны (они есть, но скорее по приколу), в "общих" они необходимы.

Если вы будете ботать квантмех по каким-то учебникам (3-й том Ландавшица, Блохинцев и т.д.), то вы рискуете наткнуться на смесь из этих двух интерпретаций, что вызовет непонимание.
Есть МРЗ общефиза и методичка от квантэла, где есть только нужная вам интерпретация.

Мораль, которую я хотел до нести до вас: если вы открыли учебник по квантам, не написанный специально для 4-го семестра на ФФ и что-то не поняли, это нормально. Вы не тупые, просто вы, вероятно, вы наткнулись на более сложную для вас интерпретацию.

Как проходит коллокивум на третьем потоке?
По 1-й половине курса. Вашу группу делят на три части и каждую принимает по человеку - ваш семер и его два друга. Все в разных аудиториях. Проходит, как правило, устно - "Ну что там у вас выпало? рассказывайте. Кто хочет дополнить?"

В чём отличие кафедр?
Ну, например, общефиз подробно даёт спин, решая на него задачи. Квантэл уже ударяется в ММФ, решая атом водорода и требуя его на экзамене. Не знаю, что лучше. Спин, с одной стороны, не требует ММФ, а лишь курса дифуров, который как раз вам к тому моменту успеют начитать. С другой стороны, решение атома водорода - это очень красивая задача, прикоснуться к которой стоит, дабы осознать всю мощь физики - как она дошла до проверки вот этих ридберговых уровней. А спин - это скучная отрыжка, без которой квантовая механика вполне могла бы жить.

Мои пособия

А вот тут интересно.
Изначально я решил прописать вопросы к коллоку для квантэла. Прописал. Это была первая методичка вообще. Потом к экзамену.
Но сейчас, по прошестии времени, я вижу, что написано всё дико непрофессионально. Получился некий чемодан без ручки - и выбросить жалко, и доработь - ни то что лень - не получалось. Садился, ковырял, бросал. Тут ещё проблема в курсе - очень немного хаотичный и галопом по Европам. А ещё давит "Нах оно тебе надо? Существует 100500 учебников по квантам, пособие от квантэла и МРЗ?"
В итоге мною было принято решение о проведении специ... нарезке учебника на методички (так можно построить хоть какую-то систематизацию) c их последующей редактурой до минимально приемлемого уровня.
О - номер вопроса в списке вопросов к экзамену 4-го сема общефиза (2-й поток), К - квантэла (3-й поток), если одно число, а не два через точку - то это номер из коллоквиума.
Это не значит, что методички без номера бесполезны! Как раз наоборот: в них или что-то семинарское, или мои ценные замечания, или что-то на ПОНИМАНИЕ. Напротив, на экзамен традиционно выносятся вопросы в духе "опыт В.Пупкина и П.Иванова по измерению хрени, которую вы будете нормально проходить в 6/7/8 семестре, но мы с вас это спросим раньше".
FAQ по квантам


Как кванты появились?
Здесь обсуждается, как люди дошли до жизни такой, квантовой. Обычно этому уделяется неприлично много внимания - порядка 4-5 семинаров и в 4-м, и в 5-м семестре. Перебор, но в каком-то количестве нам это обсудить надо.
К4 К1.1 0. Рассказ о системах единиц для младших курсов
О1.1,2.1 К4 К2.1 1. Абсолютное чёрное тело
О5.1 К5 К3.1 2?. Экспериментальные подтверждения, что без квантов никак


Ломка сознания
Здесь обсуждаются постулаты квантовой механики. Вводятся операторы и уравнения Шрёдингера
К9 3. Ломка сознания. ч1. Волновая функция. Операторы
О2.2 К10 К11.2 4. Ломка сознания, ч2. Принцип соответствия для эволюции волнового пакета, она же теорема Эрнфеста
5. Ломка сознания, ч3. Гамильтониан. Уравнения Шрёдингера
К14.1 6. Ломка сознания, ч4. Измерения в квантмехе. Постулат редукции, парадокс ЭПР, неравенства Белла, кот Шрёдингера


Лучшая интерпретация квантмеха - "заткнись и решай задачи"
В этом разделе мы решаем стационарное ур-е Шрёдингера для разных потенциалов
О15.2, К12,13,14 К9.2,10.2 7. Одномерие, ч1. Решение стационарного Шрёдингера, условия сшивки, туннелирование, альфа-распад
8. Одномерие, ч2. Как бороться с дельта-функциями
О1.2 К4.2 9. Одномерие, ч3. Гармонический осциллятор
10. Одномерие, ч4. Термодинамика гармонического осциллятора
Зачем нужна задача Штурма-Лиувилля в квантах
11. Одномерие, ч5. Про фазу ВФ
О11.1, К4.1, 6.1 12. Одномерие, ч6. Квазиклассическое приближение, атом Бора

Гейзенберг против Дирака - две интерпретации квантмеха
14. Одно популярное заблуждение


Нестационарность
Снимаем время с паузы и смотрим, что будет, применяя нестационарное уравнение Шрёдингера
15. Нестационарность, ч1. Решение задач на эволюцию
К1.2 16. Нестационарность, ч2. Переходы, золотое правило Ферми


Многомерие
Ранее рассматривались одномерные задачи, но у нас всё-таки 3D, и как бы кое-кому не хотелось, и не 2D. Трёхмерие порождает множество красивых эффектов; тут же красивейший вывод атома водорода - торжества квантовой теории. Лично на меня в 4-м семестре он произвёл огромное впечатление и убедил в поступлению на кафедру НИИЯФа.
К5.2 18. Многомерие, ч1. Бла-бла-бла про операторы момента
19. Многомерие, ч2. Декартовы координаты
К15.2 20. Многомерие. ч3. Сферические координаты, ч1. Атом водорода
15.2 20а. Применение приведённой массы в квантах к атому водорода
21. Многомерие, ч4. Сферические координаты, ч2 - семинарские модельные задачи


Спин
О4.2, 5.2, 6.2 22. Спин, ч1. Опыт Штерна-Герлаха
О7.2 К8.1 23. Спин, ч2. Две статистики

Несчастная тема! На ядерке она рассказывается "чуть-чуть". В 4-м семестре разными кафедрами по-разному, от "рассказали чуть-чуть и требуем немного больше, чем чуть-чуть" (квантэл) до "рассказали нормально так и требуем нормально так" (общефиз). На атомке 1 потока, где читает кафедра атомки, "рассказали нечто среднее между "чуть-чуть" и "нормально так", а требуем охренеть как (т.е. больше, чем "нормально так" :))))". И лишь в 6-м семестре ей уделяется достаточно много времени. Так что рекомендую ДОПОЛНИТЕЛЬНО читать мои методички в 6-м семестре http://anti-moda.ru/kvanteor.html по теме "спин"

24. Стационарная теория возмущений

К15.1 25. Квантовая криптография

Эта тема очень развита на квантэле по научке и именно поэтому он её рассказывает. Ну и остальным полезно - для общего развития.
К15.1 26. Про квантовые компьютеры для любознательных

Сборная солянка разных мелких вопросов. Писалась к атомке, но часть актуальна и для введения в кванты